{{$select.selected.name}} {{$select.selected.name}}
{{game.date.format('ddd, DD MMM')}} матч завершен
{{game.date.format('ddd, DD MMM HH:mm')}}
{{getOnlineDesc(game)}}
  • --
  • --
новости

На все роли мастер

Чт, 22 февраля 2018 950

На все роли мастер


В среднем один баскетбольный матч длится около полутора часов или немного больше. Все это время и игроки, и тренеры, и судьи находятся на игровой площадке или рядом с ней. Это нормально. Исключением стал, пожалуй, самый популярный в последнее время баскетбольный поединок – финальный матч Олимпиады 1972 года между сборными СССР и США. Речь сейчас идет о его киноверсии, которую снимали месяц. И все это время – с утра до вечера на площадке – съемочной и баскетбольной – были  и игроки, и тренеры, и судьи…

Один из участников того масштабного съемочного процесса, который превратил полуторачасовое действо в событие целого месяца, приехал в Вологду в качестве комиссара на два домашних матча «Вологды-Чеваката». Аликрам Рзаев сыграл небольшую роль баскетбольного судьи в фильме «Движение вверх». Картина вышла на экраны в конце декабря и по сборам побила едва ли не все возможные рекорды.

- Аликрам, как вы оказались на съемках? Кто вас пригласил?

- Режиссер искал типаж южного человека и обратился в Российскую Федерацию баскетбола. Федерация выдвинула несколько кандидатур, которые могут по типажу подойти под роль арбитра. Как известно, судили ту финальную игру болгарин Артеник Арабаджиян и перуанец. И режиссеры искали прототип. Меня пригласили на пробы, я приехал и ничего особенного не произошло. Как только я вошел, они сразу сказали: «О! Он утвержден», потому что я по жизни немножко позитивно веселый человек. Я при входе начал шутить, смеяться.  Мне предложили сесть, чтобы у меня за спиной оказались помощники режиссера, я сказал, что в жизни себе этого не позволю: «Я, может, дурно выгляжу, но хорошо воспитан, за моей спиной никто не должен сидеть - это некрасиво». Им  это понравилось.

Правда, потом у меня не было времени этим заниматься. У меня основная нагрузка есть, и я ее не могу игнорировать. Это администрация города, где я являюсь начальником отдела всех внутридворовых спортивных площадок, а их 54 у меня. Оставлять их работу я не могу, потому что  спорт во дворах - это непростое дело. Я считаю, что важное дело. Надо преследовать большую цель - убрать детей  от всех ненужных вещей, в том числе, от компьютера, от посиделок в подъезде, от баночного пива и вообще от любого пива. И я стал отказываться. Но они  послушали мои отказы, а потом сказали: «У нас нет более подходящей кандидатуры, вы отказывались, мы искали, не нашли - возвращайтесь. Я вернулся и ничуть не жалею. Съемки, безусловно, были интересные. Много всего позитивного на съемочной площадке. Очень интересный режиссер очень. Он и креативный, у него и мышление очень такое…  разностороннее.

- Трудно было сниматься?

- Съемочный процесс нетрудный, скорее, непривычный. Находиться месяц на съемочной площадке с 8 утра до 8 вечера - это нагрузка, к которой мы не привыкли. Опаздывать нельзя и раньше времени уходить нельзя. Соответственно, все это время надо быть на поле, по 15-20 дублей каждого эпизода -  все надо выдерживать, и психологически в том числе. Иногда одно и то же утомляет – монотонный процесс или кто-то один дурака валяет, и из-за него все остальные вынуждены этот эпизод переснимать. Но в общем скажу, интересно.

- То есть, пока снимали сам финальный матч, все его киноучастники должны были быть на съемочной площадке?

- Да, конечно. Я участвовал только в съемках финальной игры  Мюнхена 1972 года. Она длилась ровно один месяц. Все остальные сцены и эпизоды снимали в разных странах, в разных городах. И эта съемка финального матча требовала дисциплины. Все очень ответственно относились к этому процессу. И режиссеры, в том числе. Никто не имел права опаздывать – не только мы - не только актеры, но и сотрудники. Была ответственность. Отношение к работе всей бригады – операторов, волонтеров. Каждый день надо было одеть 500-600 человек массовки – переодевать их в одежду, которая соответствовала 1972 году. Это всякие баварочки немецкие, отражающие то время и сам менталитет нации костюмы. Прически. Все это готовилось каждый день – это сложный момент. Но все отнеслись к этому очень серьезно и ответственно. Съемки оставили очень много положительного в памяти.

- Этот финал снимали в Москве?

- Да. В Москве есть площадка «Динамо» на улице Лавочкина. Ее строили к 80 году, к Олимпиаде. Она сейчас устарела, но режиссерский состав нашел возможности – привезли туда паркет, заказали щиты того года, того времени - кто смотрел фильм, возможно, помнит – они устаревшие.

- Расскажите, пожалуйста, с точки зрения судьи. Насколько правдиво то, что показали?

- Фильм не документальный, скорее, он должен был захватить дух людей – сначала довести до них чувство патриотизма. Сама съемка не преследует документализм, она преследует развитие чувства  патриотизма. Конечно, была цель популяризировать баскетбол. Насколько я знаю, после показа многие родители, бабушки и дедушки повели своих детей и внуков в секции. С точки зрения юридической – судейской все действия на поле происходили законно. То, что там придумывают сегодня люди, которым надо раздуть это в другом направлении, - это глубокое заблуждение. Все происходило согласно официальных правил баскетбола. Все отмены игры и заново восстановление 3 секунд происходили соответственно правилам. Ничего там не было нарушено, и это подтвердил тогдашний генеральный секретарь ФИБА Джонс, который вышел на площадку и сказал, мол, джентльмены, эти 3 секунды должны возобновиться и заново быть сыграны. Потому что правила баскетбола требуют того, чтобы время включали по касанию игрока мяча. Мяч выпущен из аута, время стоит, и, пока кто-то в поле не коснется мяча, время стоит.

-  Как это было?

- Во втором эпизоде получилось, что мяч выпущен, время включили, значит, нарушение. В первом – просили тайм аут, тайм аут не был предоставлен, время включилось, побежали туда и так далее… все в соответствии с правилами. Я и сегодня убежден, что эта концовка соответствовала всем правилам ФИБА, и это заслуженная победа нашей сборной СССР. И  то, что американцы капризничают и не забирают до сегодняшнего дня эти медали, они лежат в Лозанне в Олимпийском комитете - это  все их капризы. Никто, кроме американцев, не говорит о том, что правила были нарушены. Но это американцы - это их дело. Они при своем мнении и взглядах. Так что повторю еще раз - все происходило в соответствии с официальными правилами ФИБА.

Напомним, что в Вологде премьера фильма тоже прошла с размахом. Игроки команды "Чеваката-БУЛЬДОГИ" устроили настоящий баскетбольный праздник в кинотеатре "САЛЮТ". Зал был переполнен, а зрители после показа аплодировали стоя со слезами на глазах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ